мая 18, 2010

Пять правил для повышения читаемости текста

повышение читаемости текста

Начиная писать для блога, нужно забыть все уроки литературы и все сочинения, которые мы писали в школе. Почему, спросите Вы. Ответ очень прост. Для чтения текста на бумаге и на экране монитора нужны разные правила. О  них то мы и поговорим в статье ниже.

Различий, которые привели к этой ситуации,  множество. От банальных физиологических: при чтении текста с монитора глаза устают быстрее, а чтение самого текста идёт на 25% медленнее. До сложных психологических: при чтении печатной продукции читатель получает информацию строчку за строчкой – линейно, на веб-сайте же есть несколько центров внимания.

Остановлюсь на этом пункте подробнее. Попав на сайт, первое что привлечёт внимание пользователя – яркая иллюстрация, находящаяся в верху страницы (1 на рисунке). Далее, если ничего не отвлечёт его внимание (как, например, пункт 3), посетитель перейдёт к чтению заголовка и первых строк текста. При этом в любой момент пользователь может покинуть вашу страницу, заинтересовавшись пунктом в меню или рекламой.

Пять правил для повышения читаемости текста

Если мы читаем книгу или отчёт, нам не нужно ничего искать, он уже у нас в руках, поэтому внимание сосредоточено на нём. В интернете же мы тратим больше времени на поиск информации, чем на её прочтение. Когда пользователь попадает на сайт из поисковика, он зачастую ищет быстрый ответ на свой вопрос и даже не собирается читать весь остальной текст.

Отсюда первое правило: Зрительно выделяйте ключевые моменты своего текста.

Для акцентирования внимания, выделите в каждом абзаце ключевую мысль в виде 2-6 слов и измените их начертание или цвет. Это позволит посетителю, не читая весь текст понять о чём он и возможно заинтересует к более полному прочтению.

Это правило распространяется не только на контент, но и на заголовки. Ведь это первое что люди видят попав на Ваш сайт.

Второе правило: Заголовок должен быть кратким, содержать основную мысль в начале предложения.

Второй вещью, которую замечает посетитель пришедший на Ваш сайт (мы сейчас не говорим о дизайне или огромном банере который висит у Вас в сайдбаре) является первый параграф. Данным параграфам часто пренебрегают, размещая там отвлечённую вступительную информацию.

Третье правило: В начале каждой статьи помещайте вступительный параграф с основной идеей вашего текста.

Если читатель увидит огромную страницу цельного текста, придя по конкретному запросу, возможно  он даже не станет искать ваши ключевые слова в нём. Поэтому в тексте более 3 абзацев лучше выделять подзаголовки. Например если Вы пишете одну большую статью о программе, разбейте её на блоки: установка, настройка, отзыв или любые другие в зависимости от текста. Но это правило конечно применимо не всегда. Для построения подзаголовков используйте те же правила что и для заголовков.

Четвёртое правило: Блоки текста с одной идеей объединяйте в подзаголовки.

Перейдём к последнему правилу, оно касается списков, ссылок и картинок на вашей странице.

Пятое правило: Не забывайте о мелочах.

Приведу несколько примеров “важных мелочей”. Не путайте случаи, когда оправдано применение маркированного и нумерованного списков (нумерованные только для отображения последовательности действий и иерархии, для всех остальных – маркированные). Не создавайте ссылки с текстом “Читать дальше”, “скачать здесь” более информативно и релевантно смотрятся ссылки содержащие в теле от 3 до 7 ключевых слов.

Постовой: как создать свой сайт


Комментарии

  • Читателю, прежде всего, мешают орфографические ошибки и неясный синтаксис с упрзднённой пунктуацией!

    Поучаете, как надо, а сами что пишете? “Различий которые привели к этой ситуации множество”. А должно быть: “Различий, которые привели к этой ситуации, – множество”.

    Пишете: “… при чтении печатной продукции, читатель получает информацию строчку за строчкой линейно, на веб сайте же есть несколько центров внимания”. А должно быть: “… при чтении печатного текста читатель получает информацию построчно, на веб-сайте его постоянно стараются развлекать”. “при чтении печатного текста” – не деепричастный оборот и не может отделяться запятой! В английском, когда стоят два существительных подряд, первое из них служит определением ко второму, как прилагательное; “web site” осмысливаетс как “вебовский сайт”. В русском языке такая контрукция невозможна. Нельзя сказать “интернет проект”. Только, “интернет-проект”! Нельзя сказать “веб сайт”. Только, “веб-сайт”!

    • Спасибо за замечания. Вы правы, с запятыми у меня ещё со школы проблемы были ).
      Всё, что касается пунктуации я исправила, но вот сократили Вы мою мысль в предложение “… при чтении печатного текста читатель получает информацию построчно, на веб-сайте его постоянно стараются развлекать” неправильно. Я расписала этот пункт подробнее, надеюсь, теперь понятнее, что я хотела сказать этим предложением.

  • Вы, как мне кажется, не просто не дружите с запятыми — Вы их презираете. И правильно! За что их уважать? Какую полезную информацию несут в себе эти закорючки! Я, даже, при беглом просмотре текста заметил огромную недостачу. Не знаю, как бы в такой ситуации стал оправдываться торговый работник: усушка? утряска?

    А по тексту, я это и хотел сказать, но Вы написали лучше!

  • А еще отвлекает от нормального чтения совпадающий по цветности фон и сам текст. У вас фон сероватый (серый повторяющийся рисунок) и буквы серые. Лично мне это немного мешало читать текст.

  • Привет :) Приятно было набрести в сети на блог девушки-разработчика. Мы не одиноки во вселенной! :)
    Только вот не знаю, у кого как, но у меня и в Firefox, и в Chrome у этого сайта появляется горизонтальная прокрутка.
    (Сорри за коммент не по теме, удали, если что).

  • Привет, прокрутка на самом деле есть, просто всё руки не доходят её поправить.. торжественно обещаю на этих выходных от неё избавиться )
    Фон тоже заменю, для повышения читаемости текста.

  • Я вот раньше думала, что длинные заголовки – это нормально, и ничего страшного не будет. А вот оказалось для хорошей читаемости лучше как раз короткие.

  • Я, обычно, не пользуюсь правилами, когда пишу в своем блоге. Просто стараюсь исходить из принципа рационализма. Если текста много, то не леплю его, а делю на абзацы, разделенные одной пустой строкой. Главные слова и фразы выделяю жирным. Да и разбег от начала строки до ее конца не стоит делать на весь экран.
    Текст у меня конечно читабелен не на 100% отлично, но пока это все, что я смогла подобрать под общий дизайн блога, так что придется потерпеть :))